Услуги для ОСМД

Комплекс решений для быстрого и удобного управления деньгами кооператива.

?
* Обязательные поля

Мы предлагаем комплексное решение для ведения ОСМД

«Теплые» кредиты

Получите компенсацию до 70% от государства на программы по энерго- и теплоэффективности для Вашего дома.

Узнать больше

Сервис учета платежей для ОСМД

Предлагаем бесплатный автоматический сервис для учета начислений и платежей абонентов, который поможет максимально удобно обслуживать Ваше ОСМД.

Основные возможности сервиса:

1. Начисление взносов жильцам (квартплата, мусор, лифт и т. д.).

2. Управление многоквартирным домом при формировании сумм для оплаты услуг по содержанию дома и придомовой территории с учетом льгот и субсидий.

территории с учетом льгот и субсидий.

3. Автоматическое распределение платежей, поступивших через ПриватБанк (Приват24, отделение, терминал самообслуживания).

4. Отображение задолженности абонента при оплате через ПриватБанк.

5. Формирование квитанций для оплаты по абонентам.

6. Легкий доступ к сервису через «Приват24 для бизнеса».

Посетить демоверсию сервиса

Прием платежей от жильцов

Предоставьте жильцам Вашего дома удобный и выгодный способ оплаты в Ваш адрес.

- Свыше 3 300 отделений банка по всей стране для обслуживания Ваших клиентов

- Самая распространенная в Украине банкоматная сеть, насчитывающая свыше 7 500 банкоматов

- Свыше 12 000 терминалов самообслуживания

Узнать больше

Счет в банке

Экономьте на комиссиях! Платежи между счетами в ПриватБанке проводятся мгновенно, бесплатно и в любое время суток.

В независимости от того, где вы находитесь Харьков, Одесса, Днепр или Киев открыть счет ОСМД возможно в пару кликов.

Узнать больше

Предложения для партнеров

Увеличьте объемы продаж и размер среднего чека! Кредитование ОСМД и ЖСК на самых выгодных условиях с «Теплыми» кредитами от ПриватБанка.

Узнать больше

Электронные отчеты

Отправляйте отчеты в госорганы через Интернет! Для ОСМД реализована отправка в электронном виде обязательных отчетов в органы государственной статистики и ФСУ.

Узнать больше

Как создать ОСМД

1. Создание инициативной группы.

Чтобы создать ОСМД, на первом этапе необходимо сформировать инициативную группу (не менее 3 человек). В состав инициативной группы имеют право войти только владельцы квартир или нежилых помещений в многоквартирном доме, поэтому квартиросъемщики и арендаторы не могут быть инициаторами создания ОСМД. Исключение – если владелец съемной квартиры выдал им соответствующую доверенность.

Основной целью инициативной группы является созыв учредительного собрания, а также подготовительная разъяснительная работа, подготовка проектов документов для рассмотрения на учредительном собрании, запрос в Госреестр прав и т. п.

Для этого инициативная группа должна назначить дату проведения, время и конкретное место учредительного собрания. Закон предусматривает, что время и место проведения должны быть удобными для большинства возможных участников собрания.

2. Формирование реестра совладельцев.

Следующий шаг – формирование инициативной группой реестра совладельцев. Без наличия данных обо всех совладельцах инициативная группа не сможет законно организовать проведение учредительного собрания.

Во-первых, каждый совладелец имеет право быть уведомленным и принимать участие в собрании, поэтому нарушение такого права уже противозаконно.

Во-вторых, согласно ч. 9 ст. 6 Закона № 2866, решение о создании ОСМД, как и решения по иным вопросам, рассматриваемым учредительным собранием, будет считаться принятым, если за него проголосовало более половины общего количества всех совладельцев.

Следовательно, если при создании ОСМД отсутствуют сведения о собственниках, которые бы подтверждали, что за соответствующие решения отдало свой голос действительно большинство совладельцев, а не просто лиц, присутствующих на собрании, в дальнейшем такое собрание и принятые на них решения может быть признано проведенным вопреки закону. Чтобы этого не произошло, следует точно убедиться, что «за» проголосовало большинство именно совладельцев, а не жителей, зарегистрированных в квартирах лиц, родственников владельцев и т. п.

Как отмечалось, для формирования перечня всех совладельцев представителям инициативной группы целесообразно обратиться к государственному регистратору или нотариусу, чтобы получить информацию из Государственного реестра прав.

При этом заметим: Закон № 2866 не дает ответа на вопрос о том, как создать ОСМД в домах, в которых право собственности совладельцев не внесено в Госреестр прав. Вопрос актуален, поскольку в Украине очень много домов старого жилого фонда, где проживают граждане, право собственности на квартиры в которых подтверждается бумажными правоустанавливающими документами, но информация об этом не внесена в Госреестр прав.

С практической точки зрения, в этих случаях членам инициативной группы следует обращаться непосредственно к лицам, проживающим в квартирах в таком доме, и устанавливать, кто является владельцем каждой квартиры.

Отметим: при осуществлении государственной регистрации ОСМД правоустанавливающие документы совладельцев не проверяются. Однако невыяснение информации касательно отдельных владельцев квартир и неуведомление их о проведении учредительного собрания могут быть основанием для судебных исков отдельных недовольных граждан.

Чтобы минимизировать риски возникновения подобных проблем, рекомендуем сделать следующие шаги:

1) попытаться получить информацию из Госреестра прав – таким образом будет получена информация о владельцах определенной части квартир;

2) касательно прочих квартир – попробовать установить владельцев самостоятельно путем поквартирного обхода и т. п.;

3) проводить активную информационную работу с жителями, развесить объявления, распространить письменные уведомления в каждую квартиру. Уведомления следует вручать под подпись, а в случае невозможности – отправлять почтой, сохраняя доказательства отправки. Не лишним будет сделать объявление о собрании в местной газете.

Если инициативная группа со всем успешно справится, но по каким-то причинам не сможет уведомить отдельных владельцев, помехой на пути создания ОСМД это не станет. А претензии таких собственников, в т. ч. судебные иски, будут юридически несостоятельными. Нарушение же порядка уведомления может иметь негативные последствия.

3. Созыв учредительного собрания.

Получив необходимую информацию о совладельцах, инициативная группа может перейти к подготовке и созыву учредительного собрания. Назначив дату проведения учредительного собрания, инициативная группа обязана уведомить каждого совладельца об этом не менее чем за 14 дней до определенной даты в письменной форме.

Законом предусматривается 2 способа передачи уведомления совладельца об учредительном собрании:

· вручить «в руки» под расписку;

· почтовым отправлением (заказным письмом).

Какой из этих способов выбрать – решает сама инициативная группа. На практике их часто комбинируют. Большинство уведомлений вручают лично, а тем, кто проживает по другому адресу или, например, отказывается ставить подпись о получении уведомления, – отправляют заказным письмом.

Нарушение процедурной нормы касательно уведомления всех совладельцев может послужить основанием для судебного обжалования государственной регистрации ОСМД.

Не рекомендуется включать в повестку дня учредительного собрания вопросы неопределенного характера, например, «организационные вопросы», «иное», «разное», а вместо этого четко указать все вопросы, которые планируется рассмотреть.

Образец уведомления совладельцев о проведении учредительного собрания

4. Проведение учредительного собрания.

Заседание собрания ведет председатель, избираемый большинством голосов присутствующих совладельцев или их представителей. На учредительном собрании необходимо организовать подсчет голосов. Для этого из числа совладельцев или их представителей можно выбрать счетную комиссию.

Решение на учредительном собрании принимается путем поименного голосования. Каждый совладелец (его представитель) в ходе голосования имеет количество голосов, пропорциональное доле общей площади квартиры или нежилого помещения совладельца в общей площади всех квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Например, в доме 120 квартир и нежилых помещений, общая площадь которых составляет 5 000 кв. м. Гражданину П. принадлежит квартира А, ее площадь – 100 кв. м. Рассчитаем, какова доля площади квартиры гражданина П. в общей площади квартир и нежилых помещений:

100 кв. м / 5 000 кв. м * 100% = 2%.

Следовательно, гражданин П. будет иметь 2% голосов на учредительном собрании.

Рекомендуем заранее, до проведения собрания, осуществить соответствующие расчеты и зафиксировать их, чтобы не пришлось тратить время на собрании. А перед началом собрания – на примерах объяснить присутствующим принцип подсчета голосов.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины общего количества всех совладельцев. Решение оформляется личной подписью каждого проголосовавшего с указанием результата голосования («за» или «против»).

5. Проведение письменного опроса.

Раньше часто возникали ситуации, когда решение о создании ОСМД в ходе голосования не набирало достаточного количества голосов «за» или «против». На этот случай новой редакцией Закона № 2866 предусмотрен отдельный механизм – письменный опрос совладельцев, не голосовавших на учредительном собрании. Данный опрос может быть проведен в течение 15 календарных дней с даты проведения учредительного собрания. При этом, если в течение указанного срока необходимое количество голосов «за» не набрано, решение считается непринятым.

Письменный опрос проводится инициативной группой. По желанию в нем также могут принять участие и другие совладельцы. Письменный опрос выглядит так: совладельцу предлагают ознакомиться с текстом, в котором излагается предложение в виде резолюции, касательно которой участнику опроса предлагается ответить «за», «против» или «воздержался». Вопрос о создании ОСМД и утверждении устава должен иметь четкую и понятную формулировку, не допускающую разных толкований.

Письменный опрос совладельцев проводится путем собственноручного заполнения ими листков опроса, в которых указываются: день опроса; Ф. И. О. совладельца; документ, подтверждающий право собственности на квартиру или нежилое помещение; номер квартиры или нежилого помещения; общая площадь квартиры или нежилого помещения; документ, предоставляющий полномочия на голосование от имени совладельца (для представителей); ответ совладельца на вопрос «да», «нет» или «воздержался»; личная подпись совладельца и лица, проводившего опрос.

Понятно, что принуждать в процессе проведения письменного опроса совладельцев проголосовать «за» или «против» принятия соответствующего решения, а также вознаграждать их за это в любой форме запрещается.

Все результаты опроса фиксируются в протоколе собрания. Голоса, поданные в результате проведения процедуры письменного опроса, учитываются в ходе принятия решения и имеют такую же юридическую силу, как и голоса, поданные непосредственно на учредительном собрании. Листы письменного опроса совладельцев нумеруются, прошнуровываются и прилагаются к соответствующему протоколу собрания.

6. Типовой устав и подготовка документов ОСМД.

Oдновременно с принятием решения о создании ОСМД учредительное собрание утверждает его устав. Проект данного документа следует подготовить заранее. Устав в двух экземплярах будет подписывать председатель учредительного собрания или любое другое уполномоченное собранием лицо, подпись на уставе следует заверить нотариально.

Устав ОСМД должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом № 2866. Устав является учредительным документом ОСМД. Устав объединения составляется в соответствии с типовым уставом, который утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной жилищной политики и политики в сфере ЖКХ.

На сегодняшний день остается действующим Типовой устав объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.08.2003 г. № 141. Однако, согласно «Заключительным положенням» Закона № 417, уставы ОСМД, утвержденные до 1 июля 2015 года, действуют в части, не противоречащей Закону № 417. На практике госрегистраторы часто не принимают уставы, подготовленные по старому типовому образцу. Встречаются 2 ситуации – госрегистраторы отправляют инициаторов ждать утверждения нового типового устава либо принимают для регистрации «доработанный» устав, не противоречащий требованиям Закона № 417. Поэтому упомянутый Типовой устав использовать в неизмененном виде точно не стоит.

В целом при подготовке устава возможны 2 варианта. Первый заключается в том, чтобы взять за основу типовой устав. При этом внести в него ряд изменений с целью приведения в соответствие с действующим законодательством: изъять все устаревшие положения о членстве в ОСМД, его условиях, порядке вступления и исключения и т. д.; скорректировать нормы касательно состава имущества ОСМД, в частности нормы относительно состава имущества совладельцев с учетом действующего законодательства; дополнить соответствующие разделы о правах и обязанностях совладельцев; доработать нормы касательно руководящих органов ОСМД и т. п.

Второй вариант более сложный – разработать новый устав, что мы и рекомендуем сделать. При этом к подготовке устава лучше привлечь специалистов, поскольку он должен учитывать специфику дома, его жителей, быть «жизнеспособным» и рассчитанным на реальное применение при решении практических ситуаций.

Закон определяет перечень данных, которые обязательно должны указываться в уставе:

• название и местонахождение объединения;

• цель создания, задачи и предмет деятельности объединения. ОСМД создается для обеспечения и защиты прав совладельцев и соблюдения их обязанностей, надлежащего содержания и использования общего имущества, обеспечения своевременного поступления денежных средств для уплаты всех платежей, предусмотренных законодательством и уставными документами;

• уставные органы объединения, их полномочия и порядок формирования;

• порядок созыва и проведения общего собрания;

• периодичность проведения собрания;

• порядок голосования на собрании и принятия решений на них;

• перечень вопросов, для решения которых требуется квалифицированное большинство голосов;

• источники финансирования, порядок использования имущества и денежных средств объединения;

• порядок принятия сметы, создания и использования фондов объединения, включая резервные, а также порядок оплаты общих расходов;

• перечень вопросов, которые могут решаться собранием представителей;

• права и обязанности совладельцев;

• ответственность за нарушение устава и решений уставных органов;

• порядок внесения изменений в устав;

• основания и порядок ликвидации, реорганизации (слияния, разделения) объединения и решение имущественных вопросов, связанных с этим.

Обратите внимание, что отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных условий в уставе может привести к отказу в государственной регистрации ОСМД.

Устав может содержать другие положения, которые являются существенными для деятельности объединения и не противоречат требованиям законодательства.

Включение в устав сведений о составе совладельцев не является обязательным.

7. Государственная регистрация ОСМД.

Моментом, с которого ОСМД считается созданным, является не принятие решения учредительным собранием о создании ОСМД, а государственная регистрация объединения. Поэтому государственная регистрация юридического лица является последним этапом в процедуре создания ОСМД.

Процедура государственной регистрации ОСМД аналогична государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», для проведения государственной регистрации ОСМД как юридического лица уполномоченному учредительным собранием лицу необходимо подать государственному регистратору следующие документы:

• заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица;

• экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально заверенную копию) решения о создании ОСМД и утверждении его устава. Данным документом является протокол учредительного собрания;

• два экземпляра Устава ОСМД.

Отметим: законодательством не предусмотрено предоставление государственному регистратору списка совладельцев объединения. Кроме того, подтверждать правоустанавливающими документами наличие права собственности на квартиры и нежилые помещения совладельцев во время государственной регистрации ОСМД не требуется. Ответственность за достоверность сведений, указанных в представленных документах, возлагается на владельцев жилых (нежилых) помещений и заявителя.

На сегодняшний день устранена проблема передачи дома с баланса на баланс при создании ОСМД, которая долгое время мешала нормальному началу функционирования ОСМД и предопределяла большое количество судебных споров. Теперь ОСМД нет необходимости принимать собственный дом на баланс и ждать от бывшего балансодержателя, когда он снизойдет подписать акт приема-передачи.

Кроме того, бывший балансодержатель многоквартирного дома или лицо, осуществлявшее управление многоквартирным домом до создания объединения, после государственной регистрации ОСМД в течение 3 месяцев должен передать ОСМД экземпляр технической и прочей предусмотренной законодательством документации на дом, а также документ, на основании которого многоквартирный дом принят в эксплуатацию, технический паспорт и планы инженерных сетей. Если такая документация отсутствует, бывший балансодержатель многоквартирного дома или лицо, осуществлявшее управление многоквартирным домом до создания объединения, в течение полугода со дня государственной регистрации объединения восстанавливает ее за свой счет.

Насколько готовы будут бывшие балансодержатели должным образом исполнять данную норму, покажет время, однако предусматривается, что в случае ее нарушения будут все правовые основания для их обязательства к этому, в том числе в судебном порядке.

Зарегистрировать ОСМД онлайн на iGov

Узнать подробнее

Часто задаваемые вопросы